Реабилитация и адаптация
Комната "Монтессори"
В 2013 году специалисты отделения социальной реабилитации инвалидов БУ ″КЦСОН Русско-Полянского района″ начали работу с несовершеннолетними по программе "Воспитание и развитие по методике Монтессори". Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори-педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности.
Среда в Монтессори имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Весь материал расположен на открытых полках, на уровне не выше 1 м от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре.
Занятия в комнате Монтессори направлены на общее развитие личности ребенка. Эта методика позволяет ребенку легче проходить путь познания в ситуациях, когда знания приобретаются в деятельности. Методика Монтессори в первую очередь состоит в воспитании личности, а во вторую очередь – в загрузке уже сформированной личности конкретными знаниями и социальными навыками. Занятия проводит психолог.
Социально-бытовая комната
Социально-бытовая адаптация людей с инвалидностью является отдельной областью их социальной реабилитации, которая представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей инвалидов к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Научиться жить с ограниченными возможностями – именно этому учат в комнате социально-бытовой адаптации, которая уже более девяти лет функционирует на базе отделения социальной реабилитации инвалидов БУ "КЦСОН Русско-Полянского района". Кухонно-бытовой блок, целью работы которого является формирование социально – бытовых навыков, оснащён необходимым оборудованием, малыми средствами реабилитации и вспомогательными устройствами. Подготовка людей с инвалидностью к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - одна из главных задач, стоящих перед специалистами отделения.
Особое внимание в работе отделения уделяется детям с инвалидностью. Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов направлена на обучение их самообслуживанию, а также включает мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Социально-бытовая адаптация ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.
Задачами такой адаптации ребенка-инвалида являются формирование (восстановление) или компенсация у ребенка: способностей осуществлять личную гигиену, способности к одеванию и раздеванию, к приему и приготовлению пищи, способности пользоваться электрическими и газовыми приборами, к определенному выполнению домашних работ и работ на приусадебном хозяйстве, способности передвижения.
Специалист по социальной работе в рамках программы "Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей-инвалидов" проводит занятия с детьми разного возраста. Она объясняет детям что такое кухонная мебель, для чего она предназначена, что такое столовая и кухонная посуда и как ей умело, а главное безопасно пользоваться. Учит ребят наводить порядок на кухне, ухаживать за бытовыми предметами, готовить обед, сервировать стол. Безусловно, именно такие практические формы занятий способствуют общему развитию особенных детей, показывают хорошие результаты в плане приобретения ими социально-бытовых умений и навыков, готовят их к взрослой самостоятельной жизни и дают надежду и уверенность.
На занятиях дети проходят этап адаптации к незнакомой им обстановке и предметам. Затем постепенно знакомятся с правилами поведения и гигиены на кухне.
Специалист приучает детей к чистоте, опрятному содержанию столовой и кухонной посуды, рабочего места и места приема пищи. Ребята учатся правильно хранить продукты, узнают о скоропортящихся продуктах и продуктах длительного хранения. Практическими тренировками приобретают навыки грамотного размещения продуктов питания, раскладывая воображаемые фрукты, овощи, яйца, масло, молоко, мясо и рыбу по ячейкам, отведенным именно той или иной группе.
Специалист проводит уроки базового этикета. Учит детей тому, как себя вести за столом, как правильно накрыть стол и какие столовые предметы для этого необходимы.
Самой приятной и удивительной частью любого кулинарного обучения всегда бывает дегустация. Дети с удовольствием и гордостью съедают то, что смогли приготовить своими руками!
Сенсорная комната